Монографии, исследования и мемуары

  Вахтанговская школа. Летопись. История в фактах, событиях, документах, воспоминаниях. 1913-2000 / Сост. М.С. Иванова. В 2-х томах. – М.: Театральный институт имени Бориса Щукина, 2004. – Т.1 – 376 с. / Т.2 – 312 с. ISBN 5–98046–008-X

 

Предлагаемая читателям книга представляет собой историю Театрального училища имени Б.В.Щукина с момента возникновения Студии под руководством Евгения Богратионовича Вахтангова до конца XX века.

В работе, охватывающей почти целое столетие, использованы документы Вахтанговской школы, воспоминания и интервью выпускников - педагогов, артистов, режиссеров, воссоздающие духовную атмосферу учебно-творческого процесса знаменитой театральной школы России.

«Голоса» учеников помогают прикоснуться к методам работы мастеров, выращенных Вахтанговым, понять преемственность традиций и познакомиться с началом творческих биографий многих ныне известных деятелей искусства – выпускников Училища разных лет.

"Век почти что прожит..." История Вахтанговской школы в фотографиях, событиях, наблюдениях, комментариях. 1914 - 2014.


 "Век почти что прожит..." История Вахтанговской школы в фотографиях, событиях, наблюдениях, комментариях. 1914 - 2014. Т.1,2 - Москва : Театральный институт имени Бориса Щукина, 2014.

       Двухтомник "Век почти что прожит..." раскрывает перед читателем историю Вахтанговской театральной школы. авторы-составители включили в издание фрагменты из воспоминаний непосредственных учеников Е.Б. Вахтангова, выпускников Щукинского училища разных поколений, педагогов школы, а также отрывки из критических статей и исследований.

        Каждый том содержит именной указатель, а в конце второго тома помещен указатель и справочный раздел, содержащий списки выпускников.

        Надеемся, что двухтомник даст любителям театра достаточно полное представление о ярчайшем явлении ,имя которому - Вахтанговская школа Театральный институт имени Бориса Щукина.

ISBN 5-98046-022-5

Воспитанники вахтанговской школы: Справочник. 1914–1984 / Сост. Л.И. Кареев. – М.: Театральный институт имени Бориса Щукина, 2008. – 555 с.

 

Выпускники Театрального института имени Бориса Щукина известны всей стране и во многих странах мира. Это название более точно отражает девяностолетнее существование в отечественном театральном искусстве вахтанговской школы и многообразной деятельности ее воспитанников.

В 1939 году Училище при театре им. Евг.Вахтангова получило имя Народного артиста СССР Бориса Васильевича Щукина в память великого русского актера, одного из выдающихся учеников Евгения Багратионовича. С тех пор студенты и выпускники училища стали называть себя – и так их стали называть другие – Щукинцами.И это справедливо. Но одновременно студенты и выпускники не перестали считать себя Вахтанговацами. Все выпускники, не только те, кто удостоился чести быть в труппе театра им. Евг.Вахтангова.

И сегодня – надо надеяться – и в будущем выпускники театрального института им. Б.В.Щукина при Государственном Академическом театре им. Евг.Вахтангова с полным основанием будут считать себя и щукинцами и вахтанговцами.Художественный руководитель Театрального института им. Бориса ЩукинаНародный артист СССР, Лауреат государственной премии РоссииПрофессор Владимир Абрамович Этуш

 Б.Е. Захава

Вахтангов и его студия. 3-е изд. – М.: РА «Арсис-Дизайн», 2010. – 304 с., ил., DVD диск ISBN 978–5–904155–13–1



Книга замечательного режиссера и актера, педагога и теоретика Бориса Евгеньевича Захавы (народный артист СССР, профессор и доктор искусствоведения, он был одним из основоположников Вахтанговского театра и в течение полувека руководил Щукинской театральной школой).

«Вахтангов и его Студия» вполне может быть назва¬на легендой российского театра XX века. Написанная в 1926-м году, она была впервые издана в 27-м в издательстве «АСАDЕМIА», потом вторично напечатана в 1930-м и затем... ни разу не переиздавалась! Нынешнее издание – всего лишь третье: значение его трудно переоценить.

 Евгений Вахтангов.

Документы и свидетельства / Ред.–сост. В.В. Иванов. В 2-х томах. – М.: «ИНДРИК», 2011. – Т.1 – 520 с., ил. / Т.2 – 688 с., ил. ISBN 978–5–91674–110–0 – Т.1 ISBN 978–5–91674–111–7 – Т.2


Настоящее издание продиктовано прежде всего необходимостью восстановить цензурные купюры, сделанные в предшествующих изданиях, когда из текстов исключалось то, что могло затруднить канонизацию Е.Б.Вахтангова как одного из основоположников советского театра.

Стремление вернуть читателям «всего Вахтангова» привело к тому, что был резко расширен круг публикуемых документов. Скажем, вахтанговские записи бесед Станиславского с молодежью Художественного театра и бесед о «Гамлете» не только характеризуют Станиславского и Художественный театр, но также яв¬ляются фактом биографии того, кто конспектировал.

 Евгений Вахтангов 2 том.

Список спектаклей, увиденных в Москве с 1903 по 1910 годы, позволяет понять, из чего складывался театральный опыт молодого Вахтангова. Важно и что читал режиссер, и что выписывал, и что подчеркивал. В научный обиход вводятся протоколы общих собраний и Художественных советов Первой и Третьей студий, Студии Гунста, часть которых записана Вахтанговым, а другие проясняют обстоятельства его работы. Цензуре подвергались не только записи Вахтангова, но и воспоминания о нем. Поэтому свидетельства современников часто даются нами по рукописным вариантам.

В издание включены письма не только К.С.Станиславского, Вл.И.Немировича-Данченко, Вс.Э.Мейерхольда (среди них есть и прежде не публиковавшиеся), но и людей вахтанговского круга (от Б.К.Зайцева, АД.Попова, АД.Дикого до П.Г.Антокольского, Ю.А.Завадского, А.А.Орочко).

Рецензии на двухтомник: Бартошевич А. Похвала факту // http://www.openspace.ru/theatre/projects/149/details/22660/Руднев Павел. О пользе документальности в науке // Современная драматургия. 2012. № 1. С. 259–261 http://teatr-live.ru/2012/02/recenziya-na-dvuxtomnik-dokumentov-o-evgenii-vaxtangova/

Егошина О. Без купюр // Новые известия. М., 2011. № 62. 13 апреля. С.4. http://www.newizv.ru/culture/2011-04-13/143510-bez-kupjur.html

Степанова Анна. Прекраснее жизни // Экран и сцена. М., 2011. № 17. Октябрь. С.11. http://www.screenstage.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=472:2011-10-07-10-26-06&catid=9:2009-08-15-06-13-50

Дмитриевский В.Н. // Вестник РГНФ. М., 2011. № 4. С.209–211. http://www.rfh.ru/downloads/vestnik/vestnik_4_11.pdf

 В.А. Этуш

Всё, что нажито… – М.: Зебра Е, 2012. – 288 с.: ил. – (Весь XX век). ISBN 978–5–905629–02–0


Амплитуда персонажей народного артиста СССР Влади¬мира Абрамовича Этуша невероятна: от сказочных королей, факиров, графов до мелкого жулика Шпака в блестящей комедии «Иван Васильевич меняет профессию».

Но, наверное, самая популярная, самая узнаваемая, самая любимая зрителями роль – товарищ Саахов в комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница». В книге «Всё, что нажито...»Этуш с тонким юмором и под¬робно перелистывает страницы своей жизни и творческой судьбы. Вспоминает детство, войну, первые роли, великих сво¬их учителей и товарищей, знаменитых артистов отечествен¬ной сцены, размышляет о сложностях профессии и о том, почему театр не всегда выдающийся творческий праздник...

  В.С. Лановой

Летят за днями дни. – М.; Изд-во Эксмо, 2003. – 352 с., ил. ISBN 5–699–04908–8



Трудно представить более популярного и любимого народом актера кино и театра, чем Василий Лановой. Десятки ролей сыгран¬ных им героев советского и российского кино («Аттестат зрелос¬ти», «Алые паруса», «Как закалялась сталь», «Война и мир», «Анна Каренина», «Офицеры», «Семнадцать мгновений весны», «Петровка, 38») принесли Василию Лановому заслуженную славу и лю¬бовь зрителей.

Многие годы актер трудится на сцене Театра имени Вахтангова, радуя нас своей вдохновенной и профессиональной игрой. В книге, выпущенной к юбилею актера, рассказывается о его личной жизни и творческой биографии, с которой интересно будет познакомиться читателю.

А.С. Демидова

Бегущая строка памяти: Автобиографическая проза. – М.: Изд-во ЭКСМО–Пресс, 2000. – 512 с., ил. ISBN 5–04–005402–5



«...Судьба подарила мне встречи со многими людьми, но моя эгоисти-ческая память фиксировала только то, что касалось меня. Обычно осуждают людей, которые пишут «я и...». А как же по-другому? Ведь это пишу я...»
«Бегущая строка памяти» — автобиографическая проза Аллы Демидовой. На страницах этой книги мы встретимся с Юрием Лю¬бимовым, Иннокентием Смоктуновским, Владимиром Высоцким, Анатолием Эфросом, Андреем Тарковским, Иосифом Бродским, Ларисой Шепитько, Антуаном Витезом...

А.С. Демидова
Письма к Тому. – М.: АСТ: Зебра Е: Полиграфиздат, 2010. – 396 [4]с., 32 с. вкл. ISBN 978–5–17–064095–9 (ООО «Издательство АСТ»)
ISBN 978–5–94663–912–5 (ООО «Издательство Зебра Е»)
ISBN 978–5–4215–0242–5 (ООО «Полиграфиздат»

  «И снова происходит встреча...»: Сборник статей и воспоминаний о педагогах сценической речи / Ред.–сост. А.М.Бруссер. – М.: ИД «Граница», 2010. – 172 с. ISBN 978–5–9933–0050–4



Книга «И снова происходит встреча...» содержит статьи и воспоминания о выдающихся педагогах сценической речи XX века.

Написанные известными мастерами театра и театральной педагогики в разные годы, они рассказывают о творческом пути речевого образования в России. Здесь и встречи, и преемственность поколений, и перекрестки влияний, и огромная любовь, и благодарность авторов своим Учителям.

 

 Любимцев П.Е. "Путешествие по собственной жизни"

Москва. Издательская группа "NAVONA". 2011 - основной тираж (1000 экз.), 2013 - дополнительный тираж (500 экз.)

 

РЕЖИССУРА

А.М. Поламишев

Мастерство режиссёра: от анализа – к воплощению. – М.: Искусство, 1992. – 311с. ISBN 5–210–02339–7



Учебное пособие А.М.Поламишева, кандидата искусствоведения, заслуженного деятеля искусств России, профессора кафедры режиссуры Высшего Театрального училища им. Б.В.Щукина, адресовано буду¬щим режиссерам – студентам театральных вузов и институтов культуры.


Автор привлекает внимание читателя к главным вопросам работы ре¬жиссера над пьесой. В книге подчеркивается органическая связь ре¬жиссерского замысла со всесторонним анализом пьесы. Особое вни¬мание автор сосредоточил на необходимости образного видения, оп¬ределении стилевых и жанровых особенностей будущего спектакля, его формы и т.д.
Основные методические положения книги раскрываются на материале творческого наследия К.С.Станиславского, В.Э.Мейерхольда, Е.Б.Вахтангова.
Рекомендовано Отделом подготовки специалистов Министерства культуры Российской федерации в качестве учебного пособия для высших и средних специальных театральных учебных заведений.

     Л.Е. Хейфец

Призвание. – М.: Изд-во «ГИТИС», 2001. – 172 с. ISBN 5–7196–0227–5



Книга народного артиста России, лауреата Государственной премии РФ, профессора Российской академии театрального искусства Леонида Хейфеца обращена к тем, кто выбрал для себя профессию артиста.

Известный режиссер и педагог пытается ответить на главный вопрос: что нужно сделать, чтобы побе¬дить в творческом конкурсе. Автор касается множества важнейших проблем: от выбора литературного материала для чтения и внешности абитуриента до его спортивной подготовки и умения импровизировать в этюде. Второй раздел книги «Чтобы помнили» посвящен замечательным деятелям русского театра, с которы¬ми режиссера сталкивала судьба.

  А.М. Вилькин

О гранях дозволенного. Педагогические импровизации на заданную тему. – М.: РАТИ – ГИТИС, 2011. – 304 с. ISBN 978–5–91328–073–2



Книга посвящена анализу основных этапов работы режиссера над драматургическим материалом. Автор собирает по фраг¬ментам общую картину обучения профессии режиссера в теа¬тральном вузе.

На материалах семинаров, лекций, этюдов показано, как студенты постигают основы профессии – от анализа предлагаемых обстоятельств через раскрытие событийного ряда к предварительному режиссерскому анализу пьесы. Второй раздел книги составляют статьи и интервью разных лет.

 

ТЕАТРОВЕДЕНИЕ, ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

 Е.А. Дунаева

Великий лицедей, или обманщик (Эволюция фарса в высоких комедиях Мольера). – М.: РОФПУ «Научная перспектива», 2000. – 289 с. ISBN 5–7556–0138–0



Решающую роль в истории французского театра сыграл фарс. Родившийся в обрядах в раннем средневековье, фарс оказался под мощным воздействием официальной религии эпохи – христианства, и ре¬зультатом этого воздействия стали видоизменения в образном строе фарсовых представлений.

Сохраняя принцип обрядового сюжета, в котором Жизнь побеждает, обманывает Смерть, и, стремясь быть понятными для народа, жонглеры, первые исполнители фарсов, наделили сакральных дойников чертами, заимствованными из действительности. Фарсы стали напоминать бытовые сценки, жизненные зарисовки, карикатурно, преуве¬личенно исполненные жонглерами и мгновенно узнаваемые средневеко¬выми горожанами. Именно этот образный строй фарса открывает безграничные воз¬можности для сочинения сюжетов, для развития фарсовой драматургии. Фарс ока¬зался единственным жанром средневекового театра, полностью перешед¬шим на язык конкретных бытовых образов. Так возникает важное качест¬во жанра, его своеобразный «реализм», который сыграет определяющую роль в его дальнейшей судьбе. …Фарс исторически должен был покинуть театральные подмостки, но прежде чем за ним опустился занавес, на эти подмостки вышел Мольер – актер, черпавший источник лицедейства у французских фарсеров. В руках Мольера фарс переродился и начал новую жизнь.
Уже первые комедии Мольера свидетельствуют не только о гении их создате¬ля, но о глубокой корневой связи его творений с национальной традицией комедийного спектакля, опирающейся на фарс.

  В.В. Иванов

Русские сезоны театра «Габима». – М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. – 317 с., 32 ил. ISBN 5–87334–028–5

 


Монография В.В.Иванова посвящена истории театра «Габима» как уникальной утопии «библейского театра». Она охватывает его московские сезоны от 1917 года, когда театр был создан при непосредственном содействии К.С.Станиславского и при художественном руководстве Е.Б.Вахтангова, вплоть до рубежа тридцатых годов, когда труппа последний раз обратилась к помощи московских режиссеров: А.Д.Дикого, М.А.Чехова и А.М.Грановского.


Книга основана на тщательном изучении документов. Она включает раздел приложений, где впервые в России представлены уникальные архивные материалы; в ней помещены также свыше ста фотографий, многие из которых читатели тоже увидят впервые.

В.В. Иванов

"ГОСЕТ: Политика и искусство. 1919–1928". – М.: Российская академия театрального искусства–ГИТИС, 2007. – 464 с., ил. ISBN 978–5–91328–019–0



Монография В.В.Иванова посвящена тому периоду в истории Государственного еврейского театра, когда во главе труппы стоял его основатель – А.М.Грановский. Культурная политика советских и пар¬тийных органов власти применительно к ГОСЕТу здесь трактуется не только как сумма идеологических деклараций, но и как последователь¬ные экономические и организационные акции, определяющие основы существования театра. Изучение архивных свидетельств позволяет ут¬верждать, что закрытие ГОСЕТа началось уже в 1920-е годы, а в 1949 году получило лишь окончательное оформление. В монографии тща¬тельно анализируются этапы формирования труппы, пересматривается и во многих случаях уточняется и дополняется вся фактологическая сторона существования театра. Историческая реконструкция всех спектаклей, анализ художественной природы сценического искусства ГОСЕТа позволяют прийти к существенным обобщающим выводам. Исследование опирается на широкий круг архивных документов (РЦХИДНИ, ГАРФ, РГАЛИ, ГЦТМ им. А.А.Бахрушина и др.).


Монография «ГОСЕТ: политика и искусство. 1919-1928» вместе с книгой «Русские сезоны театра "Габима"» образует дилогию, посвященную двум выдающимся явлениям не только еврейского и советского, но и – шире – европейского театра.

 Г.А. Загянская, М.С. Иванова, Е.И. Исаева

Русский авангард. изобразительное искусство. лите¬ратура. Театр: Учеб. пособие. – М.: РАТИ-ГИТИС. 2007. – 248 с., ил. ISBN 978–5–91328–041–1

 


 Первый выпуск «Вахтанговской библиотеки» посвящен обзору тех новаторских тенденций в искусстве начала XX века, которые вошли в историю культуры как «русский авангард». Авангард всегда был нарушителем границ, где бы эти границы не располагались: между жанрами, видами искусств, высоким и низким, искусством и жизнью.

Это свойство орудовать на чужой территории продиктовало композицию книги, куда вошли разделы, посвященные изобразительному искусству, литературе и театру. Читателя не должно удивлять то, что театральные сюжеты встречаются не только в собственно театральном разделе. Книга ориентирована на широкий круг читателей и, прежде всего, на студентов театральных вузов и училищ.

  Г.А. Загянская, М.С. Иванова, Е.И. Исаева

Русский авангард. Изобразительное искусство. Литература. Театр: Хрестоматия / Сост. Г.А. Загянская, М.С. Иванова, Е.И. Исаева. – М.: РАТИ–ГИТИС. 2007. – 336 с. ISBN 978–5–91328–043–5



Когда первый выпуск, посвященный русскому авангарду, уже был почти сделан, его авторы единодушно пришли к общему мнению: он должен сопровождаться оригинальными текстами творцов авангардного искусства - манифестами, статьями, размышлениями, воспоминаниями, отражающими художест¬венно значимые события. Даже сама форма их изложения уже передает дух авангарда, его жесткое противостояние академическим традициям, классиче¬скому искусству, подчеркивая культурно-исторический фон эпохи.

К тому же тексты творцов авангардного искусства разбросаны по разным изданиям, многие из которых уже давно превратились в библиографическую редкость. Предоставляя возможность самостоятельного знакомства с текстами, составители надеются, что у читателя возникнет целостная и объемная картина "великой русской утопии".

  Е.И. Исаева

Драматургия Евгения Шварца. Серия «Вахтанговская библиотека». – М.: РА «Арсис-Дизайн», 2009. – 160 с. ISBN 978–5–904155–06–3



Очередной выпуск «Вахтанговской библиотеки» посвящен классику отечественной литературы Евгению Львовичу Шварцу (1896-1958). По сию пору масштаб и значимость этого великого сказочника XX века далеко не соответствуют степени изученности его наследия.


Целью монографии является создание целостного представления о драматургии Евгения Шварца, что предполагает рассмотрение не только его признанных шедевров, но и пьес менее известных, однако значимых с точки зрения эволюции писателя. Этим же обусловлено ведение в книгу информационного раздела («Основные даты жизни и творчества», «Основные прижизненные публикации»), широкое использование архивных материалов.
Сверхзадача исследования – попытка определить место творчества Шварца в истории литературной сказки и в драматургии XX века в целом.
Книга предназначена для тех, кто ставит, смотрит и читает его пьесы.

Р.М. Кирсанова

Русский костюм и быт XVIII–XIX веков. – М.: Слово/Slovo, 2002.- 224с., ил. ISBN 5–850050–246–7

Книга известного историка моды посвящена русскому костюму. Автор вос¬создает картину повседневной жизни различных сословий России с эпохи Петра I до конца XIX века.

Рассказывает о том, как на протяжении двух веков в русском обществе менялись представления о моде и красоте, какое влияние оказывала одеж¬да на настроения и чувства людей. Читатель узнает, как влияла литература на стиль одежды и поведения, как все это, в свою очередь, отражалось в искусстве, и смо¬жет по известным произведениям живописи сложить общую картину быта и нравов России. Издание адресовано всем, кто интересуется русской историей и культурой.

Р.М. Кирсанова
Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Издание 2-е. – М.: ООО «Родина», 2006. – 176с, ил.

ПЛАСТИЧЕСКАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

 А.Б. Дрознин

Дано мне тело… Что мне делать с ним? Книга первая – М.: Навона, 2009. – 464 с. ISBN 978–5–91798–005–8



Эта книга – о пластической выразительности в работе актёра, о взаимопроникновении внутренней и внешней сущности роли. Но не только. Эта книга - об истории и сегодняшнем дне различ¬ных театральных школ. Наконец, эта книга о человеке и его теле, об умении владеть тем, что нам дано природой, о неразрывной связи в нас духовного и телесного начала.

Издание адресовано педагогам театральных учебных заведений, режиссёрам, актёрам и самому широкому кругу читателей.

Отзывы на книгу:

(Анатолий Смелянский) А.Дрознин потратил жизнь на то, чтобы доказать пагубность «раздельного» подхода к «психике» и «физике» актёра. «Сценическое движение» из вспомогательной дисциплины передвинулось в центр практического изучения актёрской профессии. Это произошло на моих глазах, произошло не сразу и не вдруг, заняло четверть века. В этом оздоровлении российского театрального образования А.Дрознин играл одну из первейших ролей.


(Олег Табаков) Я видел, какого реального прогресса в преодолении своих телесных несовершенств добились мои ученики: годы работы под руководством Андрея Дрознина некоторых из них изменили вовсе.
(Рольф Нагель) По моему суждению, Андрей Борисович Дрознин в настоящее время является лучшим театральным педагогом по развитию средств пластической выразительности актеров в театральных вузах мира.

  Г.В. Морозова

Пластическое воспитание актёра. – М.: «Терра. Спорт», 1998. – 240 с. (Серия «Русская театральная школа» ISBN 5–93127–005–1

 

Книга профессора Гильдии режиссеров и педагогов по плас¬тике написана на основе многолетнего опыта постановочной и педагогической работы. Впервые в истории русского театрально¬го образования автор рассказывает о становлении системы плас¬тического воспитания актера в отечественной театральной школе с момента ее основания до наших дней. На высочайшем профес¬сиональном уровне исследуется развитие основных пластичес¬ких дисциплин, необходимых актеру и развивающих у него силу, выносливость, гибкость и подвижность тела, быстроту ре¬акции, ритмичность, а также особое специфическое качество — пластическое воображение.

Книга нужна как театральным специалистам, так и интересу¬ющимся историей театра.

Г.В. Морозова

Сценический бой. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2004. – 144с., ил.

Г.В. Морозова

О пластической композиции спектакля: Методическое пособие – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2001. – 144с.

Г.В. Морозова

Бытовой этикет и манеры поведения в странах Западной Европы (X–XI, XVI–XIX вв.): Пособие для актёров, режиссёров и студентов театральных школ. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2007. – 144с.

Г.В. Морозова

Светские манеры и этикет русского общества (XVII–XIX вв.): Пособие для актёров, режиссёров и студентов театральных школ. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2006. – 160с.

Г.В. Морозова, А.С. Румянцев

Военный этикет в России (XVII–началоXX вв.): Пособие для актёров, режиссёров и студентов театральных школ. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2008. – 128с.

Сценическая акробатика в физическом тренинге актёра по методике А.Дрознина. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2005. – 176 с., ил.

Г.В.Морозова

Пластическая культура актёра: Толковый словарь терминов. – М.: Изд-во ГИТИС, 1999. – 316с. ISBN 5–7196–0224–0

 

Настоящий словарь содержит подробное разъяснение 150 наиболее употребительных терминов по сцени¬ческой пластике и может быть использован в качестве практического пособия режиссе¬рами. актерами, а также педагогами и студентами театральных учебных заведений.

Книга публикуется на русском, английском, французском и немецком языках.

И.С. Иванов

250 гимнастических упражнений: индивидуальная гимнастика для актёра.

Г.В. Морозова

Биомеханика: наука и театральный миф. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2005. – 160 с.

СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

 М.П. Оссовская

Как исправить говор? 10 основных произносительных ошибок: Практикум для самостоятельной работы. Серия «Театральная педагогика». – М.: ИД «Граница». 2009. – 126 с. ISBN 978–5–904155–004-9



Автор учебного пособия – профессор кафедры сценической речи Театрального института имени Бориса Щукина, кандидат филологических наук, вице-президент Российской общественной академии голоса.

Наряду с основными теоретическими положениями по технике речи, М.П.Оссовская предлагает большое количество упражнений, которые способствуют целенапра¬вленной комплексной работе по формированию норм литературного произношения, исправлению говоров, освоению правильных навыков дыхания, голоса и дикции.


Это учебно-методическое пособие может быть использовано для самостоятельной работы не только студентами, магистрантами, аспирантами и педагогами средних и высших театральных учебных заведений, радио и тележурналистами, но и каждым, кто хочет улучшить свою речь.

  Я.М. Смоленский

Чудо живого слова. Теория чтецкого искусства: Учеб.-метод. пособие. Серия «Вахтанговская библиотека». – М.: РА «Арсис-Дизайн», 2009. – 328 с. ISBN 978–5–904155–004–9

 

Книга является учебно-методическим пособием по теории чтецкого искусства является уникальным «симбиозом» ре¬зультатов многолетней исполнительской деятельности и глубокого теоретического осмысления, проведенного автором. Соединение искусства и науки, проверка алгеброй гармонии, разноплановость предложенного материала, точность и глубина анализа, живость и непринужденность изложения, – все это может принести неоценимую практическую пользу вдумчивому художнику - студенту, педагогу, артисту.

Переиздание трудов народного артиста РФ, профессора, действительного члена академии гуманитарных наук Я.М.Смоленского сегодня как нельзя более актуально.

Я.М. Смоленский

Читатель. Чтец. Актёр: Учебно–методическое пособие. – М.: ВЦХТ, 2009. – 208 с. («Я вхожу в мир искусств»)


Яков Михайлович Смоленский (1920-1995) – мастер художественно¬го слова, драматический актер, режиссер, педагог. Народный ар¬тист Российской Федерации, действительный член академии гу¬манитарных наук. Многие годы Яков Михайлович заведовал ка¬федрой сценической речи Театрального института имени Бориса Щукина.


Можно сказать, что данное учебное пособие по теории чтецкого искусства является уникальным «симбиозом» результатов много¬летней исполнительской деятельности и глубокого теоретического осмысления, проведенного автором. Соединение искусства и нау¬ки, проверка алгеброй гармонии, разноплановость предложенного материала, точность и глубина анализа, живость и непринужден¬ность изложения, – все это должно принести неоценимую пользу вдумчивому художнику – студенту, педагогу, артисту. Переизда¬ние трудов Я.М.Смоленского сегодня как нельзя более актуально и практически полезно.

 Сценическая речь в системе Вахтанговской школы: Сборн. статей и материалов / Сост. и научный редактор А.М.Бруссер. – М.: ИД «Граница», 2012. – 544 с. ISBN 978–5–94691–476–5

 

Книга представляет собой сборник статей и материалов преподавателей кафедры сценической речи Театрального института им. Бориса Щукина.

Это попытка собрать воедино наиболее интересные взгляды, методические пробы, экспериментальные направления работы педагогов кафедры сценической речи, написанные на разных этапах ее существования

  Н.Л. Ковалёва

Стихосложение для студентов театральных вузов в теории и упражнениях (учебное пособие).
Серия «Театральная педагогика». – М.: Arsis Books, 2009. – 320с. ISBN 978–5–904155–10–0



Тема данного исследования — связь теории стихосложения с практикой артиста, как исполнителя поэтического произведения.
Учебное пособие состоит из двух частей — теоретико-практической и тренинговой. В первой части автор прослеживает пути раз¬вития стихосложения и подробно излагает основные сведения по теории стихосложения. Здесь же предло¬жен наглядный материал: примеры, схемы, таблицы. В пособие включено большое количество заданий, в том числе творческих. Важной состав¬ляющей первой части являются замечания и методические рекомендации, которые помогают перевести теоретическое знание в практический навык и учат самостоятельной работе с поэтическим материалом.


Вторая часть пособия содержит авторские упражнения, направленные на развитие физического ощуще¬ния стихотворных ритмов и метров. Принцип построения пособия — от истоков поэзии к её современно¬му звучанию через взаимосвязь отдельных этапов развития стихотворчества — даёт возможность увидеть логику развития стихосложения в целом.
Данное пособие может быть использовано не только студентами, магистрантами, аспирантами и педагогами средних и высших театральных учебных заведений, но и работниками радио и телевиде¬ния, преподавателями русского языка и литературы, а также может представлять интерес для всех, кто любит поэзию.

Е.В. Ласкавая
Речеголосовой тренинг. – М.: Изд. Маска, – 2006. – 100с. ISBN 5–91146–012–2

А.М. Бруссер, М.П. Оссовская

Правильная речь – путь к успеху. 104 упражнения для самостоятельной работы. – М.: Арт Хаус Медиа, 2009. – 144с. ISBN 978–5–902976–38–7



В данном учебно-методическом пособии разработаны и собраны во¬едино упражнения по технике речи (дикция и орфоэпия).
Авторами систематизированы типичные речевые ошибки, которые встречаются в современной речи, и предложены практические пути их устранения.
А.М.Бруссер и М.П.Оссовская, основываясь на многолетнем опыте педагогической работы, создали методику по исправлению речевых недостатков, дающую стабильный положительный результат. Пособие предназначено для студентов театральных вузов, теле-, ра¬диоведущих и многочисленной аудитории специалистов, чья профессия связана со звучащей речью.

А.М. Бруссер
Основы дикции (практикум). – М., «Имидж-Пресс», 2003. – 68 с.

А.М. Бруссер
Сценическая речь. Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов театральных вузов. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2008. – 112 с.

А.М. Бруссер, М.П. Оссовская
Глаголим.ру. Аудиовидео уроки по технике речи. Часть 1. – М.: «ИПЦ Маска», 2007. – 50 с. ISBN 978–5–91146–020–4

И.И. Зарецкая, А.М. Бруссер, М.П. Оссовская.
Устная речь в деловом общении: Практикум. – М.; Дрофа, 2009. – 221, [3]с. ISBN 978–5–358–03058–9

Н.И. Калинина
Гармонии стиха торжественные тайны. – М., 2008. – 72 с. ISBN 978–5–250–06034–9

Н.И. Калинина
Логично мыслить – логично говорить. Правила русской устной речи. – М., 2008 – 36 с.

П.Е. Любимцев

Очерки по истории чтецкого искусства. Выпуск 1. Серия «Театральная педагогика». – М.: ООО «РА Арсис–Дизайн», 2008. – 132 с. ISBN 978–5–904155–01–8



Формирование артиста-чтеца – дело сложное; тут крайне важен индивидуальный подход к каждому учащемуся, так как обычно чтец как самостоятельно работающий исполнитель формируется не на студенческой скамье.

Для того чтобы избрать художественное слово своим основным делом, драматическому актеру нужен опыт, осмысление которого подводит к необходимости прямого общения со зрительской аудиторией (без партнеров, декораций, грима, театрального костюма, реквизита...) Артист-чтец, мастер художественного слова, исполняя на эстраде литературные произведения, говорит со слушателями о том. что ему кажется особенно важным: он как бы ведет слушателей за собой, открывая им красоты литературного текста, тревожа их воображение. Представляется, что, передавая студентам сведения о художественной жизни России, формируя у них понимание основных особенностей культуры России, нельзя не кос¬нуться такого мощного пласта искусства, как искусство художественного слова.


Предлагаемая методическая разработка может быть использована при формировании курса истории русского драматического театра и курса истории русской культуры, культурологии, и в курсе истории русской литературы, а потому адресуется автором не только педагогам и студентам театральных вузов, но и филологических, искусствоведческих факультетов вузов Российской Федерации.

М.П. Оссовская
Московский говор в жизни и на сцене. – М.: Театральный институт им. Бориса Щукина, 2003. – 60с.

М.П. Оссовская
Практическая орфоэпия. – М.: Реглант, 2005. – 104 с. ISBN 5–98258–033–3

М.П. Оссовская
Уроки орфоэпии (Практическая орфоэпия). – М.: «ИПЦ Маска», 2007. – 114 с. ISBN 978–5–91146–051–8

 АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО

  А.Г. Буров


Труд актёра и педагога. – М.: РАТИ-ГИТИС, 2007. – 364 с., ил. ISBN 978–5–91328–049–7


Книга известного театрального педагога, профессора театрального института имени Бориса Щукина А.Г.Бурова (1936–2005) состоит из трех его больших теоретических работ: «Актер и образ», «Сверхзадача», «Режиссура и педагогика». С замечательным азартом и вкусом автор предлагает читателям свою «Теорию театра», основанную как на собственном опыте, так и на богатейшем опыте выдающихся мастеров русского и европейского театров. Стиль А.Г.Бурова – легкий, теплый и чрезвычайно темпераментный – способен доставить истинное удовольствие всем, кому небезразлична судьба Российского драматического театра. Настоящее издание рекомендуется в качестве учебного пособия преподавателям, студентам, магистрантам, аспирантам театральных вузов, вузов искусства и культуры.

В лаборатории театрального педагога


М.А. Пантелеева, Ю.А. Стромов, А.М. Поламишев; [Любимцев П.Е., редактор-сост., предисл.]. — М.: Русскiй Mipъ, 2011. — 408 с., ил. — (Большая Московская Библиотека). ISBN 978–5–89577–161–7



В эту книгу вошли теоретические работы замечательных педагогов Щукинского вуза — Вахтанговской театральной школы: М.А.Пантелеевой, Ю.А.Стромова и А.М.Поламишева, посвятивших себя благородному делу воспитания актёров и режиссёров.

В своих трудах они объёмно раскрывают принципы щукинской школы, учения живого и постоянно развивающего¬ся. Читателям представлены три взгляда на сложный процесс формирова¬ния театральных мастеров. Книга может быть интересна не только для практиков сценического искусства, но и для широкого круга любителей театра.

Л.М. Шихматов, В.К. Львова

Сценические этюды – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Граница, 2010. – 238 с. (Серия «Театральная педагогика») ISBN 978–5–9933–0059–7


В книге непосредственных учеников Е.Б.Вахтангова Л.М.Шихматова и В.К.Львовой «Сценические этюды» освещаются вопросы воспитания актера в Вахтанговской школе.

Авторы обобщают свой богатейший педагогический опыт работы со студентами на 1-м и 2-м году обучения актерскому мастерству Театрального института имени Бориса Щукина. В пособии рассматриваются основные принципы обучения, даются методические рекомендации по освоению предложенных упражнений, а так же освещаются последова¬тельные этапы анализа отрывка и репетиционный процесс.

  Б.Е. Захава


Мастерство актёра и режиссёра: Учеб. пособие. 5-е изд. – М.: РАТИ–ГИТИС, 2008. – 432 с., ил. ISBN 978–5–91328–004–6



Классический труд выдающегося театрального педагога, режиссера и артиста Б.Е.Захавы (1896-1976) обобщает весь его громадный жизненный, актерский и преподавательский опыт, формулирует основные методы воспитания и обучения будущих артистов и режиссеров, действующие в Вахтанговской театральной школе (ныне Театральный институт имени Бориса Щукина).

Книга имеет не только теоретическое, но и практическое значение: Б.Е.Захава предлагает своим читателям систему упражнений, необходимых всем начинающим. Настоящее, пятое издание книги дополнено впервые публикуемой стенограммой выступления Захавы на первом праздновании Дня рождения Вахтанговской школы, посвященного истории создания школы, ее истокам. Работа Б.Е.Захавы адресована не только студентам театральных вузов, институтов культуры и искусств, но и действующим практикам театра, а также широкому кругу любителей сценического искусства.