Лето 2016 года выдалось необычное. Не успели наши второкурсники сдать все экзамены, как оказалось, что отдыхать им не придется. Дело в том, что Театральный институт имени Бориса Щукина был приглашен на несколько международных театральных форумов,  из которых мы выбрали два:

- Международные встречи театральных школ "Создавая завтрашний театр" в г. Вроцлаве (Польша);

- Международный фестиваль театральных школ "SAFest" в г. Удине (Италия).

Участие в этих форумах было поручено студентам, закончившим вторые курсы. Одним из них руководит Анна Леонардовна Дубровская, а другим - Евгений Владимирович Князев и Владимир Исидорович Тартаковский. Первые - артисты драматического театра, а вторые - артисты музыкального театра.

Итак, в Польшу отправился курс Е.В.Князева и В.И.Тартаковского. Вроцлав, который величают театральной столицей Европы, вполне оправдал свое название. На Международные встречи "Создавая завтрашний театр" съехались театральные школы из Испании, Болгарии, Греции, Румынии, Великобритании. Замысел этого форума был таков, что каждая школа должна показать по три мастер-класса, а затем - представить нечто вроде показательного выступления, которое демонстрировало, чего же можно достичь, если следовать методике, описанной на мастер-классе. Начинался же каждый день разминкой. Однако, это были не просто несколько физических упражнений, а кое-что интереснее: можно было выбрать одно из двух - либо айкидо, либо капоэйра!

 

  

  

Наши ребята привезли на Встречи тренинги по мастерству актера, вокалу и музыкальному ансамблю, которые проводили педагоги Валерий Михайлович Маркин и Александр Николаевич Сазонов. И тренинги, и выступление команды Театрального института имени Бориса Щукина участники встреч принимали очень тепло.

- Нам аплодировали стоя! - рассказывает студент курса Е.В.Князева и В.И.Тартаковского Алексей Петров. - Особенно после того, как мы спели! Мы были единственным музыкальным курсом на этом форуме. В нашем выступлении педагоги собрали все главные элементы Школы и с точки зрения мастерства актера, и сценической речи, и, конечно, вокала. По тому же принципу - демонстрации основ Школы - строились и мастер-классы. В них была отражена наша традиционная система обучения "от простого к сложному". Конечно, нельзя сказать, что четкая система есть только у нас. В других школах она тоже есть, просто другая. На меня, например, произвел очень сильное впечатление мастер-класс поляков, потому что их методика очень отличается от нашей. Как я понял, пластика и актерское мастерство у них неразрывны. Они и актерское искусство воспринимают только через пластику. Запомнилась работа британской школы. Это был "Макбет". Было очень интересно посмотреть, как сами британцы работают над Шекспиром. Я заметил, что у греческой школы очень много общего с нами. Мы прекрасно понимали друг друга, они отлично знают Андрея Борисовича Дрознина. Именно греческих ребят было больше всего на наших мастер-классах, и они были очень открыты и раскованы, просто с ходу "влетали" в новый для себя рабочий материал, ничего не боясь! Это было здорово!

- Я в восторге от мастер-класса Италии! - говорит Дарья Печенкина. - Трудно понять другие принципы подготовки к роли: не от внутреннего к внешнему, а от внешнего к внутреннему. Это интересно! Нам объясняли, как менять внутренний темпоритм, и как это влияет на дыхание, взгляд и так далее. Также очень интересно было поработать с французской школой. Темой их мастер-класса был голос актёра. Речь шла о том, как разминать мышцы, связанные с голосом, и как он от этих упражнений становится крепче! Думаю, что это была очень полезная поездка.

- Это ценный и незабываемый опыт, - считает Анастасия Пугина. -  Артисту очень важно изучать свои два главных инструмента - тело и голос. После мастер-классов, в которых мы участвовали, хочется чаще прислушиваться к себе, к своему организму. Благодаря им мне удалось увидеть себя в новом качестве, лучше узнать себя. В каждом человеке живет неизведанная Вселенная. Я благодарна институту за эту поездку.

- Поездка в Польшу была удивительная, - делится своими впечатлениями Анна Владимирова. - Польская сторона принимала всех очень тепло. И все участники школ относились друг к другу очень трепетно. В один из первых дней перед нами выступал Людвик Фляшен - один из актеров труппы, которая существовала еще при самом Гротовском. Он рассказывал о взглядах Гротовского на театр, на искусство, говори о таком понятии как "бедный театр", и все это было необыкновенно, интересно, непривычно. Гротовский был уникальной личностью в истории театра...

Темы мастер-классов были очень интересные, и хотелось пойти на все и сразу. Мой выбор пал на польскую школу, на театр "Zar", а во втором блоке я участвовала в русском мастер-классе. Большую роль в Польской школе играет телесное развитие актера, телесный тренинг и дыхание. Также, очень важно ,что все занятия проходят с босыми ногами: опора играет большую роль в ощущениях. Включение через телесные упражнения, через дыхательно-телесные упражнения....Это очень большой комплекс, но нам была показана лишь его малая част ,ведь это мастер-класс, а не учеба....

Было интересно познакомиться с представителями разных школ, и меня поразил спектакль студентов Королевской Британской Академии "Макбет". За очень короткий срок студенты приспособили спектакль к площадке института Гротовского (практически голой), и сыграли его наотмашь. Это был успех!

Наше представление тоже прошло с оглушительным успехом! Мы сами этого не ожидали.

Для меня эта поездка была очень важна. Я увидела, какие процессы происходят в мировом театральном искусстве, чем отличается европейская школа от русской, и сделала очень много выводов, зафиксировала много полезного.

Я счастлива, что попала в эпицентр европейской театральной жизни, и благодарна нашему институту и институту имени Гротовского и лично Ярославу Фрету – его директору - за организацию этого фестиваля.

 

- Честно говоря, я впервые оказалась на таком профессиональном фестивале, - говорит Любовь Смирнова. – Что-то меня поразило (как например некоторые упражнения на мастер-классе Афинской школы), что-то заинтересовало (на класс-концерте Болгарии) родилось много интересных идей, что-то я не могла принять (класс-концерт Италии). Класс-концерт лондонской школы  был для меня тоже интересен,  а вот Испания расстроила: рабочий процесс был затянут и непонятен мне, как зрителю. Однако, все это надо знать, видеть , это все бесценно, даже то, что не нравится или невозможно принять.

Я была на мастер классе Греции - было тяжело из-за плохого знания английского языка, но когда я понимала упражнения - я получала такое удовольствие от происходящего! Иногда меня охватывал настоящий ужас, как во время упражнения, когда мы представили, что все горим. Я услышала вопли , крик, и я в тот момент впервые поверила в то, во что мне сказали поверить. Это было очень здорово!!! Я надеюсь, что получится еще побывать на этом фестивале.

 

Не менее успешным было и участие курса Анны Леонардовны Дубровской в Международном фестивале театральных школ "SAFest".

 

  

  

  

  

Идея фестиваля в Удине целиком принадлежит Клаудио де Мальо - взрослому человеку с юной душой, а по совместительству - ректору Городской академии театрального искусства имени Нико Пепе. Это он придумал, что темой фестиваля станет "Земля" в самом широком смысле этого слова, и он же замыслил совершить символический ритуал посадки "дерева мира" в общей фестивальной земле. Для этого каждая школа должна была привезти горсть настоящей земли из своей страны. И дерево действительно было посажено! Но об этом - чуть позже...

Итак, театральных школ, принимавших участие в "SAFest", было пять: Италия, Россия, Болгария, Польша и Швейцария. Каждая должна была устроить мастер-класс и показать двадцатиминутное выступление. Завершением фестиваля должна была стать особенная процессия в городе Чивидале, которая явила собой наилучший пример уличного театра. Особенной она была по разным причинам: и потому что состояла из отрывков выступлений каждой школы, а значит, подготовка к ней шла "здесь и сейчас", и потому что итогом ее стала посадка того самого  дерева мира. Сеньор де Мальо предложил назвать процессию "Вкус Земли". Он же и руководил репетиционным процессом.

- Мы так счастливы, что фестиваль состоялся! - говорит Клаудио. - У нас есть так много, что стоить разделить, увидеть, узнать, обдумать, обсудить,.... прожить!

- Это была потрясающая поездка!!! - делится своими впечатлениями студентка курса А.Л.Дубровской Анастасия Кузнецова. - Столько новых и интересных встреч, знакомств, мы соприкоснулись с менталитетом других стран, поучаствовали в мастер-классах, и несмотря ни на какие политические сложности мы были все вместе, едины, мы были одним большим коллективом! Эти дни пролетели незаметно! Мы мало спали, много общались, делились знаниями, занимались, смотрели как работают актерские школы других стран. Это было очень познавательно, весело и интересно! Я с огромным теплом вспоминаю эти дни, надеюсь, что мы когда-нибудь встретимся с этими ребятами вновь, это был очень ценный опыт! Это подарок судьбы!!!

- Дело даже не в том, что нового мы приобрели на фестивале с точки зрения профессии, - считают Сергей Батов, Анатолий Ищенко, Илья Брыльков и Григорий Мосоянц. - Конечно, хорошо, что мы смогли увидеть и испытать на себе, как работают европейские театральные школы. Конечно, приятно, что нас принимали невероятно тепло, но главное - в том, что пять стран объединились и стали единым целым. В Чивидале, где проходила финальная часть фестиваля, это особенно чувствовалось. Устроено все было в традициях уличного театра. Ничего не подозревающие жители вдруг услышали, как зазвучали барабаны, и это стало началом. Мы моментально выстроились в форме пирамиды, выбежали 5 цанни, объявили, что они хотят посадить дерево, но земли совсем нет, и предложили отправиться на ее поиски. Это и было поводом для шествия. На разных площадях Чивидале каждая школа показала отрывки своих выступлений, а завершилось все совместной посадкой дерева мира и песней, которая была подготовлена буквально за час. Мы не будем скромничать и скажем честно, что мы произвели фурор. Это был видно по тому, сколько человек в конце скандировали нам по-русски! Мы все очень сдружились и надеемся, что наши итальянские друзья скоро приедут к нам.

Мы убеждены, что все, что успели рассказать нам ребята, - это лишь малая толика того объема эмоций, впечатлений, событий, которые они пережили в дни фестивалей. Невозможно передать словами самое важное и самое сокровенное. Пусть это останется с ними, а мы просто рады и горды, что с помощью этих ребят и наших чудесных педагогов Вахтанговская Школа в который раз заявила о себе достойнейшим образом.

- Мы благодарны вашей Школе за участие в "SAFest", - пишет Клаудио де Мальо, - за ваши энтузиазм и энергию, которые вас всегда отличали. Я хочу, чтобы мы все знали, что театр может быть форпостом гуманизма.

Дерево, посаженное по замыслу Клаудио, будет расти на общей земле - земле любви между народами. С помощью символических действий, которые можно так легко и красиво совершить средствами театра и руками молодых и свободных юношей и девушек, объединенных искусством, сеньор де Мальо хотел донести до всех то самое, о чем половина земного шара молится сейчас: о мире и взаимопонимании вне зависимости от национальности, расы и вероисповедания.