«Человек этот редкий, уникальный, не лицо толпы, не примелькавшийся тип, не расхожий характер….
Он умеет … «держать спину»…
Ветеран войны Этуш работает столько и так, как, быть может, никакой молодой человек нашего времени…
Всем нужно его мнение крупнейшего артиста, умеющего легким юмором снять жесткое напряжение, мудрым словом осадить слишком беглое чье-либо высказывание…»
(выдержки из статьи Инны Люциановны Вишневской)

Народный артист СССР

Родился 6 мая 1922 года в Москве.
В 1939 году поступил в Щукинское училище.
Во время Великой отечественной войны подал заявление на курсы военных переводчиков и уехал в Ставрополь, где находилась школа. На фронте попал в стрелковый полк и сражался в горах Кабарды и Осетии, принимал участие в освобождении г.Ростова-на-Дону, Украины. Награжден орденом Красной Звезды, медалями. В 1944 г. был тяжело ранен и после госпиталя демобилизовался.


В 1945 г. окончив Театральное училище имени Б.Щукина, поступил в Театр имени Евг.Вахтангова и начал свой творческий путь сразу с возрастных, характерных, комедийных эпизодов. Самая заметная роль в начале творческого пути - слуга Лаунс в комедии Шекспира "Два веронца". Эта роль стала одной из самых его любимых, так как блистала юмором, благодаря искрометным интермедиям Николая Эрдмана. Она требовала находчивости, стремительных реакций и огромного обаяния, что в полной мере присутствовало у Владимира Абрамовича.


Творческая судьба В.А.Этуша - прекрасное подтверждение знаменитой формулы К.Станиславского о том, что нет маленьких ролей…От замечательно сыгранных эпизодов артист постепенно перешел к работе над сложными, разноплановыми характерами. Блендербленд в комедии Б.Шоу "Миллионерша"; Купо в драме Э.Золя "Западня",  Журден в "Мещанине во дворянстве" Ж.Б.Мольера; Отто Марвульо в «Великой магии» Э. де Филиппо и многие другие.
В последние годы В.А.Этуш не так уж часто выходит на сцену, но два спектакля, идущих в театре им.Евг.Вахтангова, занимают важное место в списке его театральных работ: «Дядюшкин сон» Ф. М. Достоевского и «Пристань»
Параллельно с работой в театре В.А.Этуш с 1953 г. успешно снимается в кино. В кино исполнял острохарактерные роли: Сеид-Али ("Адмирал Ушаков", 1953 г.), Мартини ("Овод", 1955 г.), Мамедов ("Время летних отпусков", 1961 г.), Калоев ("Председатель", 1964 г.), Саахов ("Кавказская пленница", 1967 г.), Трактирщик и Король ("Старая, старая сказка", 1970 г.), Брунс ("Двенадцать стульев", 1971 г.), Пьетро ("Тень", 1972 г.), Бабадул ("Дюма на Кавказе", 1980 г.), а также роли в фильмах "Иван Васильевич меняет профессию" (1973 г.), "Неисправимый лгун" (1974 г.), "По улицам комод водили" (1979 г.) и множестве других.
Амплитуда его персонажей невероятна: от сказочных королей, факиров и Карабаса – Барабаса до мелкого жулика Шпака в блестящей комедии "Иван Васильевич меняет профессию". Но, наверное, самая популярная, самая узнаваемая, самая любимая зрителями роль - Саахов в комедии Леонида Гайдая "Кавказская пленница".

В Щукинском училище Владимир Абрамович начал преподавать в 1947 году.
За прошедшие шестьдесят с лишним лет им были сделаны сотни отрывков.
Среди поставленных Этушем дипломных спектаклей:
«Женитьба Фигаро» П. Бомарше(1958), «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина (1963), «На дне» М. Горького (1969), «Золотой мальчик» К. Одетса (1971), «История одной любви» А. Тоболяка (1976), «Невидимые миру слёзы» по А. Чехову (1980), «Завтрак у предводителя» И. Тургенева (1985) и другие.


В 1961 году В.А. Этуш выпустил курс как художественный руководитель.
Среди студентов этого курса :  Людмила Максакова, Александр Збруев, Зиновий Высоковский, Ирина Бунина, Иван Бортник, Вениамин Смехов, Юрий Авшаров, Александр Белявский, Константин Желдин, Александр Биненбойм…

С 1987 года, на протяжении 16 лет В.А.Этуш был ректором Высшего театрального училища им. Б. Щукина, а с 2003 года стал его художественным руководителем.



Профессор
Лауреат Государственной премии РФ


Вклад, внесенный в жизнь Вахтанговской школы, Владимиром Абрамовичем Этушем, бесспoрнo, oгрoмен. Свoим автoритетoм Этуш сумел кoнсoлидирoвать Училище в трудные 80-е гoды и затем вывести вуз к нoвым твoрческим дoстижениям.