Поиск
Институт

Году театра посвящается

29 Ноября 2019

 

 

 

Психологический институт Российской академии образования (ПИ РАО)

Литературный институт имени А.М. Горького

Театральный институт имени Бориса Щукина

при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова

Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК)

Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина

Росcийская школьная библиотечная ассоциация

 

Году театра посвящается

 

Международная научная конференция

«ПСИХОЛОГИЯ, ЛИТЕРАТУРА, КИНО

В ДИАЛОГЕ С ТЕАТРОМ»

 

Москва, 3–5 декабря 2019 г.

 

ОРГКОМИТЕТ:

Сопредседатели:

 Н.Л. Карпова – д.психол.н., профессор, вед.н.с. Психологического института РАО 

С.Ф. Дмитренко – к.ф.н., проректор по научной и творческой работе Литературного института имени А.М. Горького (сопредседатель-координатор)

И.С. Морозова  – к.ф.н.,проректор по учебной и методической работе Театрального института имени Бориса Щукина

О.К. Клейменова – канд. искусствоведения, д.филос.н., профессор, проректор по дополнительному образованию, воспитательной работе и практикам Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК)

И.В. Баканова – к.ф.н.,заместитель генерального директора по научной деятельности ГЦТМимени А.А. Бахрушина

 

Члены оргкомитета:

А.А. Мелик-Пашаев  – д.психол.н., вед.н.с. ПИ РАО;Н.А. Борисенко – к.ф.н., вед.н.с. ПИ РАО;В.М. Букатов – д.пед.н., проф. МПСУ; А.В. Геласимов (Литинститут);

В.Ю. Малягин (Литинститут);М.О. Богданова  (Театральный институт имени Бориса Щукина); Е.А. Антонова(Всероссийский государственный институт кинематографии имени  С.А. Герасимова (ВГИК); Т.Д. Жукова, к.пед.н., президент Российской школьной библиотечной ассоциации

                  Отв. секретари:

К.В. Миронова, С.В. Шишкова, А.А. Голзицкая  (ПИ РАО), Н.Р. Рыжова (Литинститут)

 

Параллельная конференция, посвященная Году театра,

3-4 декабря 2019 г.,  Смоленск

 Смоленский государственный драматический театр имени А.С. Грибоедова, Музей театра, Смоленский государственный институт искусств

ПРОГРАММА

3 декабря (вторник)

               Место проведения: ПИ РАО, ул. Моховая, 9, стр. 4, Большая аудитория

10.30 – 11.00. Регистрация участников

11.00 –11.30. Открытие конференции

 

Приветствия:

Сергоманов Павел Аркадьевич, к.психол.н., и.о. директора Психологического института РАО

Варламов Алексей Николаевич, д.ф.н., ректор Литературного института им. А.М. Горького

Клеймёнова Ольга Константиновна, д.филос.н., проректор ВГИК им. С.А. Герасимова

Баканова Ирина Викторовна, к.ф.н., заместитель генерального директора Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина

Жукова Татьяна Дмитриевна, к.пед.н., президент Российской школьной библиотечной ассоциации

 

Пленарное заседание. 11-30–13.30

(Регламент – 20 минут)

 

Собкин Владимир Самуилович, д.психол.н., академик РАО, руководитель Центра социологии образования Института управления образованием РАО.

Л.С. Выготский как театральный критик.

Мелик-Пашаев Александр Александрович, д.психол.н., гл.н.с. ПИ РАО.

Наследие Михаила Чехова и психология творчества.

Антипова Алла Михайловна, д.пед.н., проф. Московского педагогического государственного университета.

Русская и зарубежная драматургия в школьном курсе литературы: тексты

и методика работы с ними.

Карпова Наталия Львовна, д.психол.н., в.н.с. ПИ РАО, Данина Мария Михайловна, к.психол.н., ст.н.с. ПИ РАО, Шувиков Александр Иванович, кинорежиссер.

Театр и логопсихотерапия (фрагмент научно-документального фильма).

Кедров Константин Александрович, д.филос.н., проф. Литературного института имени А.М. Горького.

К поискам универсального художественного языка: спектакль Юрия Любимова «Сократ / Оракул» (2001).

Мильдон Валерий Ильич, д.ф.н., проф. Всероссийского государственного института кинематографии.

«Драма экранизации – вульгаризация».

   Объявление лауреатов Второго конкурса для молодых драматургов «Слово и действие».

13.30–14.30 Обед

 

14.30–17.45 Секционные заседания

Секция 1. Психологические аспекты театра и кинематографа.

Психология восприятия литературного героя на сцене и на экране

(ПИ РАО, Малая аудитория, 2-й этаж)    Регламент – 10 мин.

Модератор: Мелик-Пашаев Александр Александрович, д.психол.н., гл.н.с. ПИ РАО.

Павлова Александра Юрьевна, к.культ., доцент Челябинского государственного института культуры (Челябинск); Сколова Наталья Викторовна, доцент Челябинского государственного института культуры «Герой сцены»: взгляд на типические черты личности персонажа в современной российской драматургии. Собкин Владимир Самуилович, д.психол.н., проф., академик РАО (Москва). Особенности личностного развития студента-актера в школе О.П. Табакова. Марченко Герман Владимирович, аспирант Театрального института им. Б. Щукина (Москва). Основание режиссерского факультета Театрального института имени Бориса Щукина. Лигаев Юрий Викторович, аспирант Театрального института имени Бориса Щукина (Москва). Методика преподавания актерского мастерства в Театральном институте имени Бориса Щукина. Немов Роберт Семенович, д.психол.н., проф. Московского института психоанализа (Москва). Психология личности в песнях, стихах и театральном творчестве В.С. Высоцкого. Малягин Владимир Юрьевич, драматург, руководитель семинара драмы Литературного института им. А.М. Горького. Сегодняшний театр: разорванное пространство. Сергей Фёдорович Дмитренко, к.ф.н., доцент Литературного института им. А.М. Горького. Драматургия и драматургическое в творческом наследии М.Е. Салтыкова (Щедрина): к проблеме современного прочтения. Панаотович Мелина, д.ф.н., доц. Университета (Нови-Сад, Сербия). Трагедия личности в субстанциальном театре Л. Андреева. Люсый Александр Павлович, д.ф.н., проф. Института кино и телевидения (Москва). Танец мадонны: о пластике мысли как таковой. Julian Tamash, professor, University of Novi Sad, Academician of the National academy of sciences of Ukraine, Kiev and Vojvodinian academy of science and arts (Нови-Сад, Сербия). The role of psychology in the dramatization of a narrative [Роль психологии в драматизации повествования]. Ефимова Ирина Анатольевна, к.искусств., доцент Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения (Санкт-Петербург). Сериал как инструмент познания реальности. Косанович Богдан Радевич, д.ф.н., проф. Университета (Нови-Сад, Сербия). Психология патриотизма в восприятии Н.В. Гоголя в Сербии.   Косоногов Владимир Владимирович, к.психол.н, н.с. Высшей школы экономики (Москва). Психологическое против художественного: опыт контент-анализа кинорецензий. Исаева Елизавета Ильинична, к.ф.н., доцент Театрального института имени Бориса Щукина. Социально-психологические модели сталинской эпохи в постсоветском кино. Чжэн Сяотин, аспирантка Литературного института им. А.М. Горького (Пекин, Китай). Молот души: «случайный» монолог как форма раскрытия психологического мира персонажа («Дядя Ваня» А.П. Чехова).  16.  Лобова Екатерина Андреевна, студентка Литинститута (Москва). Нужно ли современному актеру образование? Четверикова Юлия Игоревна, студентка Литинститута (Москва). Театр как средство повышения осведомленности общества о проблемах БТК-сообщества.

Участники секции: Сергиенко Е.Л. (Москва), Маслова М.И. (Москва), Пеш Филипп (Вроцлав, Польша).

Секция 2

Драма в школьном обучении литературе. Детская и взрослая литература на сцене и на экране: опыт работы с читателями и зрителями.

(ПИ РАО, Цокольная аудитория)  Регламент –10 мин.

Модераторы: Новлянская Зинаида Николаевна, к.психол.н., в.н.с. ПИ РАО; Борисенко Наталья Анатольевна, к.ф.н., в.н.с. ПИ РАО.

Новлянская Зинаида Николаевна, к.психол.н., в.н.с. ПИ РАО (Москва). Драма как род литературы в развивающем обучении. Безносов Эдуард Львович, преподаватель литературы гимназии № 1567 (Москва), заслуженный учитель России. Драма в школьном обучении литературе. Маевская Ольга Станиславовна, преподаватель русского языка и литературы, «Газпром школа», заслуженный учитель РФ (Москва). Театр на уроке литературы. Борисенко Наталья Анатольевна, к.ф.н., в.н.с. ПИ РАО (Москва). Драматургия, театр и учебники русского языка: есть ли точки соприкосновения? Граник Генриетта Григорьевна, д.психол.н., академик РАО, гл.н.с. ПИ РАО (Москва); Шишкова Светлана Викторовна, ст.н.с. ПИ РАО (Москва). Использование принципа драматургии в построении курса русского языка в начальной школе. Нагимов Фарит Сагитжанович, доцент Литературного института им. А.М. Горького (Москва). Рс гейм-сценарии как современный материал для изучения теории драмы. Собкин Владимир Самуилович, д.психол.н., академик РАО; Калашникова Екатерина Александровна, к.психол.н., в.н.с. Центра социологии образования Института управления образованием РАО. Место героев литературы и кино в структуре идеалов и антиидеалов современного российского подростка. Говенько Татьяна Владимировна, к.ф.н., ст.н.с. Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, доцент Института филологии МПГУ (Москва). Экранизация детской литературы как проблема синтеза современного искусства. Никитина Александра Борисовна, к.искусств., в.н.с. Московского городского педагогического университета (Москва). Чтение в зрительском клубе детского театра сегодня. Гурович Надежда Михайловна, к.ф.н., преподаватель литературы Лицея РАНХиГС (Москва). Зачем современному искусству ремейк классики: взгляд из школы.   Киктева Ксения Сергеевна, к.пед.н., ст.н.с. МГПУ (Москва). Приемы театральной адаптации иноязычных литературных произведений. Миронова Ксения Вадимовна,магистр психологии, н.с. ПИ РАО (Москва).  Литературное произведение как театральное действо: беседа о стихотворении А.С. Пушкина «Туча». Руднев Владимир Николаевич, к.пед.н., доцент Московского академического художественного училища. Чтение в эпоху клипового сознания. Ерхова Ксения Владимировна, зав. библиотекой в Институте журналистики и литературного творчества, аспирант МГПУ (Москва). Образы детей и родителей в современном творчестве. Осеева Юлия Андреевна, магистр театрального искусства, аспирантка Российского государственного института сценических искусств (Санкт-Петербург). Театральная педагогика через призму пентаграммы Гингера. Бабушкина Полина Владимировна, аспирантка Литературного института им. А.М. Горького (Москва). Инсценирование как практика интерпретации текста. Тихомирова Анастасия Игоревна, студентка Литературного института им. А.М. Горького (Москва). Театр никогда не умрет.

 

Участники секции: Фишман-Борисов М.Б. (Москва), Бруссер А.М. (Москва),Антушева Е.В. (Архангельск), Галицких Е.О. (Киров), Калямина С.В. (Архангельск), Коган И.И. (Самара), Щемплинска А. (Вроцлав, Польша), Косенкова Н.Г. (Москва), Филиппова В.М. (Оренбургская обл.)

 

17.45–18.00 Кофе-брейк

 

18.00–20.00 Спектакль «Право на Жизнь»

Московского педагогического театра подростков. Обсуждение спектакля

Режиссер – Злотников Вадим Семенович, педагог ГБОУ № 1534, художественный руководитель Московского педагогического театра подростков.

Место проведения: ПИ РАО, Большая аудитория.

 

4 декабря (среда)

Место проведения: ПИ РАО, ул. Моховая, 9, стр. 4

11.00–12.30. Работа секций  

 

Секция 3 (Большая аудитория)

Театральная, телевизионная и кинодраматургия сегодня

Регламент – 10 мин.

Модераторы: Малягин Владимир Юрьевич, доцент Литературного института им. А.М. Горького; Мильдон Валерий Ильич, д.ф.н., проф. ВГИК.

Семенова Елена Александровна, к.пед.н., ст.н.с. Института художественного образования и культурологии РАО (Москва). Юмор против иронии: выявление и развитие карнавально-перформативного потенциала личности актера и режиссера. Россинская Анастасия Николаевна, к.пед.н., в.н.с. Московского городского педагогического университета (Москва).Создание эффекта соучастия в молодежном сериале. Белоногова Анна Владимировна, старший преподаватель Колледжа кино, телевидения, мультимедиа ВГИК (Москва). Создание фильмов на студии «Fantasia-Dresden» (Германия) в рамках международного мастер-класса «Anima». Иванова София Александровна, студентка Литинститута, режиссер театра «АНТИ» (Москва). Непосредственные эмоции – «легкие постановки» и восприятие зрителя. Леднева Дарья Михайловна, аспирантка Литинститута (Москва). Драматургия Марины Палей. Литвинова Ольга Николаевна, аспирантка Литинститута (Москва). Культурно-исторический аспект реконструкции драмы Марии Шкапской «Возмездие». Рыжова Ника Романовна, студентка Литинститута (Москва). Неактуальность новой драмы. Что дальше? Тестов Даниил Фарукович, студент Литинститута (Москва). Кризис сакрального в современном театре.  Хараз Мира Кассандра, студентка Литинститута (Москва). Использование аудио- и видеоматериала в спектаклях: свобода или ограничение? Халилов Руслан Османович, аспирант Литинститута (Москва). Влияние культурно-исторического и биографического факторов на модификацию художественных принципов драмы (на примере драматургии В. Катаева 1920–1930-х гг.). Чистякова Мария Вячеславовна, аспирантка Литинститута (Москва). Специфика постановок текстов Ивана Вырыпаева: отсутствие действия.

Участники секции: Иванов Н.А. (Красноярск), Крапивина О.А. (Оренбург), Щетинина Е.В. (Омск).

 

Секция 4  (Малая аудитория)

Режиссура урока, спектакля, фильма. Библио- и драмотерапия

Регламент – 15 мин.

Модераторы: Букатов Вячеслав Михайлович, д.пед.н. проф. Московского психолого-социального университета; Карпова Наталия Львовна, д.психол.н., в.н.с. ПИ РАО

1.      Букатов Вячеслав Михайлович, д.пед.н., проф. Московского психолого-социального университета. «Мятель» Пушкина как тайник горьких пилюль от самообмана читателей. 2.      Кругликова Анна Юрьевна, к.психол.н., ст. препод. Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиал) «РГЭУ «РИНХ». Театр в семейной групповой логопсихотерапии. 3.      Chatzipentidis Kiriakos, аспирант Вроцлавского университета(Вроцлав, Польша). Music-therapy in University of the Third Age in Seoul National University in South Korea (Музыкальная терапия в Университете третьего возраста в Сеульском национальном университете в Южной Корее). 4.      Szulc Wita, PhD, prof. University of Zielona G?ra (Варшава, Польша). Bibliotherapy as a field of Culture Therapy and Creative Arts Therapies (CCA). Comparisonof two conceptions[Библиотерапия как область культуротерапии и креативной терапии. Сравнение двух концепций]. 5.      Попова Татьяна Анатольевна, к.психол.н., н.с. ПИ РАО (Москва). Драматерапия и экзистенциальный театр – арт-терапевтические направления работы психолога. 6.      Кармазина Юлия Владимировна, психолог в «Детском центре» (Москва); Осеева Юлия Андреевна, магистр театрального искусства, аспирантка Российского государственного института сценических искусств (Санкт-Петербург). Театральная апроприация психотерапевтических техник и задач. 7.      Соколова Екатерина Александровна, учитель-логопед МБОУ «Школа № 53» (Самара). Проект «Ищем стратегию разрешения споров детей и взрослых в книгах для мальчиков и девочек». 8.      Голзицкая Алена Александровна, м.н.с. ПИ РАО, системный семейный психотерапевт (Москва). Использование образов героев литературных произведений в практике библиотерапевтической работы. 9.      Колымагин Борис Федорович, к.ф.н., поэт, прозаик, критик (Москва). Религия как театр и лечебница в поэзии андеграунда. 10.  Фокеева Мария Петровна, аспирантка Литинститута (Москва). Терапевтические аспекты пьесы Виктора Франкла «Синхронизация в Биркенвальде». 11.  Филиппова Татьяна Владимировна, студентка Литинститута (Москва). Восприятие санскритского драматического канона у Бхишам Сахни в пьесе «Мадхави».

 

Участники секции: Баранова Е.Г. (Нижний Новгород), Буханцева О.В. (Таганрог), Зайцев А.Е. (Москва), Оссовская М.П. (Москва), Полякова А.С. (Таганрог), Понимаш Ю.А. (Таганрог), Прокопец Е.В. (Таганрог), Пуговкина Е.А. (Самарская обл.), Сараева С.С. (Архангельск), Шкондина Е.С. (Таганрог), Яковистенко А.Д. (Самарская обл.), Янченко И.В. (Таганрог).

 

Мастер-классы. 12.40–14.00

Мастер-класс 1 (ПИ РАО, Большая аудитория)

Медленное чтение: социоигровая методика интерактивного обучения выразительному чтению

(на материале «Сказки об Иване-царевиче и Сером волке» В.А. Жуковского)

Ведущий: Букатов Вячеслав Михайлович, д.пед.н., проф. Московского психолого-социального университета.

Мастер-класс 2  (ПИ РАО, Малая аудитория)

 Антиаддиктивная профилактика средствами театра и кино

Ведущие: Барцалкина Виктория Васильевна, проф. Московского городского психолого-педагогического университета; Дегтярев Алексей Анатольевич, руков. медиа-направления Общероссийской общественной организации «Общее дело», магистр психологии; Ковалевский Ярослав Викторович, к. искусств., магистр психологии.

 

Мастер-класс 3 (ПИ РАО, Цокольная аудитория)

Решение психологических задач средствами театральной педагогики

Ведущая: Осеева Юлия Андреевна, Российский государственный институт сценических искусств (Санкт-Петербург).

 

14.00–15.00. Обед

 

15.00–16.45. Круглый стол 1 (ПИ РАО, Малая аудитория)

Современный школьный театр: проблемы и перспективы

Ведущий: Мелик-Пашаев Александр Александрович, д.психол.н., гл.н.с. ПИ РАО.

Основные дискутанты:

Дубровина Ирина Владимировна, д.психол.н., академик РАО, гл.н.с. ПИ РАО (Москва). «…Слово стоит в начале культуры и завершает ее, выражает ее» (Д.С. Лихачев). Никитина Александра Борисовна, к. искусств., в.н.с. Московского городского педагогического университета (Москва).  О разнообразии школьных театров г. Москвы. Злотников Вадим Семенович, педагог ГБОУ № 1534, худож. руков. Московского педагогического театра подростков (Москва). Что такое педагогический театр и почему он необходим системе образования? Калямина Светлана Владимировна, педагог-организатор МОУ «Город Архангельск», гимназия № 6 (Архангельск). Школьное творческое объединение «Книга на сцене». Васильева Светлана Анатольевна, руководитель Театральной школы ГБОУ ДО ЦТР и МЭО «Радость»; Роллер Лариса Вильгельмовна, педагог доп. ГБОУ ДО ЦТР и МЭО «Радость» (Москва). Приемы воспитания творческой инициативы у учащихся младшего и среднего школьного возраста на занятиях в Театральной школе Центра «Радость». Саркисян Клара Борисовна, к.пед.н. (Самара)  Студенческий «Театр Слова».

 

17.00–18.45. Круглый стол 2 (ПИ РАО, Малая аудитория)

Слово сегодня на сцене и на экране

Ведущий: Дмитренко Сергей Фёдорович, к.ф.н., проректор Литературного института имени А.М. Горького.

Участники:

Писатели и драматурги: Геласимов Андрей Валерьевич, Нагим Фарит Сагитжанович, Бахнов Леонид Владленович, Попов Михаил Михайлович и др.

Актеры и режиссеры: Кулинкина Наталья Алексеевна, заслуженная артистка России, пом. режиссера; Ершова Александра Петровна, к.пед.н., театральный педагог-режиссер; Гераськин Олег Анатольевич, актер и режиссер; актеры театра «Сопричастность».

 

5 декабря (четверг)

Место проведения: Театральный институт имени Бориса Щукина,

Большой Николопесковский пер., 12 А, стр. 1.

 

13.00–14.15. Мастер-класс 1 (Гринер-зал)

Речемузыка как часть технологии раскрытия творческой индивидуальности актёра

Ведущая: Оссовская Мария Петровна, к.ф.н., проф. Театрального института

имени Бориса Щукина.

 

14.30–16.30. Мастер-класс 2 (Гринер-зал)

Театр драматургии: разбор пьесы В. Шекспира «Король Лир»

 в переводе Б. Пастернака

Ведущий: Фишман-Борисов Михаил Борисович, к.психол.н., проф. Театрального института имени Бориса Щукина.

 

16.45–18.15. Мастер-класс 3 (Гринер-зал)

Художественный текст как инструмент психологической адаптации студента

Ведущая: Бруссер Анна Марковна, к.пед.н., проф. Театрального института имени Бориса Щукина.

18.15 –18.30. Закрытие конференции (Гринер-зал)

 

19.00–21.00. Спектакль «Процесс» (с антрактом)(Большая сцена)

Представляют: студенты Театрального института имени Бориса Щукина

Место проведения: Большой Николопесковский пер., 12 А, стр. 1.