Спектакль IV курса художественный руководитель  В.П. Николаенко

Валентин Распутин

ПРОЩАНИЕ С МАТЁРОЙ

 Автор инсценировки и режиссер – Наталья Ковалёва

 

В Сибири, где реки петляют, а потом распадаются на несколько развилок, есть понятие “матёра”. Так называют основное течение, стержень реки. Это главное, что дает жизнь всему вокруг. Матёра – матерь – мать… Спектакль «Прощание с Матёрой» создан по одноименной повести Валентина Распутина. Все его повести – о любви. О любви человека к родной земле, о любви к человеку на этой земле. О нашей общей памяти. О том, кто мы и откуда.

Распутинская Матёра – остров и деревня – будет затоплена, потому что время не стоит на месте, строится ГЭС и здесь разольется море. Материнское начало жизни, основа – всё это должно уйти под воду. В сюжете прочитывается судьба родной деревни писателя Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления. Содержание одного из лучших произведений В. Распутина спустя много лет звучит как предупреждение. Чтобы жизнь продолжалась дальше, нужно помнить о своих корнях, о том, что все мы дети одной земли. И дана она нам «на подержание», а наша обязанность - хранить то, что было накоплено предыдущими поколениями. Одна из героинь, Дарья, говорит: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни. Старших не боитесь, младшие спросют. Они спросют».

Героям Распутина не знакома легкая жизнь в комфорте благоустроенных квартир. В физически тяжелой работе, которую они выполняют смолоду ежедневно, для них есть мудрость и чистота бытия. В тот момент, когда им приходится покидать родной остров, они оказываются этого лишены. Что они утрачивают? Саму душу свою и тот покой, неспешность, целесообразность и значимость, которыми наполнена каждая минута на Матёре. Уходят старики, а вместе с ними исчезают веками накопленные опыт и знания, в современном мире никому не нужные. Сегодняшний человек все время спешит, строит грандиозные планы, переделывает жизнь. «Он думает, он хозяин над ей, а она давно-о-о уж над им верх взяла, она с его требует. Давно уж не машины на вас, а вы на их работаете, за имя тянитесь. Догонили, не догонили те машины, другие сотворили. Эти, новые, ишо похлеще. Вам тошней того припускать надо. Уж не до себя, не до человека...» - размышляет Дарья. Она права. И мы уверены, что в душе с ней согласится каждый зритель, пришедший на спектакль. Все мы знаем, что мы теряем в ежедневном беге за тем, что кажется важным. Не бежать – невозможно, остановиться – нельзя, бежим – без остановки, заталкивая самые важные мысли в самый дальний угол. Спектакль «Прощание с Матёрой» - это возможность отключить современность и подумать о важном и вневременном.

Спектакль, поставленный Натальей Ковалевой, это почти притча. Притча об ушедших безвозвратно временах, о которых ни в коем случае нельзя забыть. Играют спектакль молодые. Это очень важно, потому что он обращен именно к молодым. Сюжет – трагичен, а спектакль - светлый и поэтичный, в нем много музыки, песен, танцев – всего того, в чем есть талант русского человека, что искони было присуще русскому народу.

Спектакли Натальи Ковалевой всегда по-настоящему театральны. Это тот редкий нынче вариант театра, когда для того, чтобы передать зрителю главное, не нужны ни спецэффекты, ни простенькие и навязчивые мотивчики, ни убийственно громкая музыка. Все эти вещи – ничто в сравнении с мощью темы повести и спектакля. Планка высока. А держать ее помогают любовь, талант и фантазия режиссера и актеров.

Прочитав инсценировку Натальи Ковалевой, Валентин Григорьевич Распутин задал ей очень горький вопрос: «Вы думаете, кому-то это важно сегодня?» «Мне важно, - ответила она. – И не может быть, чтобы я одна была такая. Если думаю я, значит, есть и другие». Первые же зрители ответили на вопрос великого писателя: их слезы, смех, их радость сопереживания были ответом. Жаль, что Валентин Григорьевич этого уже не увидел.