Поиск
Институт

29 сентября 2023 г

29 сентября 2023 г 29 Сентября 2023

«Суть театра – актер»

В Щукинском институте завершился конкурс студенческих работ

Полина Семенцова, София Малинникова | Фото: пресс-служба Театрального института им. Щукина

В Театральном институте имени Щукина с 25 по 27 сентября прошёл первый Всероссийский межвузовский конкурс студенческих педагогических работ имени А.Г. Бурова «Суть театра – актёр». Это одно из немногих мероприятий, в котором жюри оценивает не только выступления учеников театральных вузов, но и работу их педагогов.

«Говорят, что незаменимых нет. Есть. С уходом Альберта Григорьевича здесь пропала какая-то поразительная тщательность и смешинка», – так говорит об Альберте Бурове Валентина Николаенко, профессор кафедры мастерства актера, член жюри конкурса. Буров был неординарным актером и режиссером, но в памяти многих поколений щукинцев он остался в первую очередь великим педагогом классической вахтанговской школы. Преподавая в училище с 1961 года, Буров выпустил четыре актерских курса. Его ученики вспоминают, что Альберт Григорьевич превыше всего ставил интересы Школы и учил студентов нести ответственность не только за свою работу, но и за все, что происходит в институте.

Как режиссёр и заведующий кафедрой актерского мастерства, Буров считал, что главным в театре должен быть актер. Профессор Павел Евгеньевич Любимцев, ученик Альберта Григорьевича, подчеркивает: «Он (Альберт Буров – прим. ред.) всегда был приверженцем простых истин: … актер прежде всего должен быть живой, должно быть эмоциональное взаимодействие зала и сцены, и никогда спектакль не должен становиться ребусом». Именно поэтому основное требование к участникам конкурса, который носит имя Бурова, – показать живую жизнь человека. Представленные работы точно воплотили эту идею на сцене. Во всех отрывках минимум внимания уделялось внешнему оформлению – в центре находился актер, который раскрывал перед зрителями душу своего героя.

Среди участников – студенты театральных вузов Москвы, Ярославля, Екатеринбурга. Открывал конкурс институт имени Бориса Щукина, для которого имя Альберта Бурова стало знаковым. Студенты 3-го курса Варвара Вереск и Алексей Волков под руководством Юрия Титова представили отрывок из пьесы Казанцева «Старый дом». Актеры органично и просто показали столкновение юности с суровой правдой жизни. Варвара и Алексей вывели на первый план внутреннюю жизнь героев, пронзительное чувство первого разочарования и первой потери.

Неожиданно лирическое настроение сменяется смехом в зрительном зале. Торопливой походкой на сцену выходит девушка с авоськой в руке. Комично щурясь из-под толстых очков, она пристально высматривает что-то вдали, потом неуклюже садится на бревно и начинает старательно зарисовывать что-то в альбом. Героиня рассказа Вампилова «Финский нож и персидская сирень» Оля Белянина в исполнении Алины Квартальновой (Ярославский государственный театральный институт имени Ф. Шишигина) – наивная, романтически настроенная девушка. В грубоватом бандите (Никита Лебедев), который снимает с нее часы, Оленька видит застенчивого молодого человека, желающего с ней познакомиться. Ее неумелое кокетство и вместе с тем почти детская искренность покорили зал и жюри – Алина Квартальнова получила диплом 1-ой степени в номинации «Лучшая женская роль».

Одним из главных показов второго конкурсного дня стала постановка рассказа Толстого «Алёша Горшок» (ГИТИС). Это настоящее драматическое представление, насыщенное интересной хореографией, вокальными фрагментами и даже акробатикой. Все художественные образы продуманы до мелочей, и видно, как в студентах проявляется мастерство педагога (Вера Камышникова, диплом 1 степени за лучшую педагогическую работу). Постановка была отлично принята членами жюри (профессор ГИТИСа Сергей Яшин, доцент ВТУ им. Щепкина Алексей Дубровский, театральный критик Марина Райкина, педагог Школы-студии МХАТ Андрей Кузичев, доцент факультета журналистики МГУ им. Ломоносова Тамара Якова) и забрала награды в разных степенях во всех трех номинациях, а специальный приз жюри «За лучший актерский ансамбль».
Несмотря на то, что конкурс всегда подразумевает соревнование, среди актеров и зрителей царило чувство радости творчества, искреннего интереса ко всем участникам. Многие студенты после своего выхода спускались в зал и наблюдали за работами коллег. Было заметно, что конкурсанты не гнались за призовыми местами – главным для них было открыть зрителям своего персонажа, создать на сцене подлинное живое чувство. Эта цель стирала границу между приемами разных театральных школ, которые были представлены на конкурсе. Специальный гость мероприятия, член жюри конкурса Леонид Ярмольник заметил: «Естественно, что каждый щукинец будет гордиться Щукой, мхатовец – МХАТом, щепкинцы – Щепкой, но дело не в этом. Если суждено тебе стать артистом, то не важно, в какой школе ты учишься».

Главными героями конкурса стали не только юные актеры, но и их педагоги. По словам создателей конкурса, участники должны представить живой психологический театр, а не сложные экспериментальные работы. Сделать центром внимания внутреннюю жизнь героя, обнажить его душу и раскрыть многоплановость образа может только грамотная педагогическая работа. Председатель жюри конкурса, профессор Театрального института имени Щукина Анна Дубровская отметила, что основной задачей театрального педагога является тщательный разбор материала: «Я сейчас даже не про талант, я про грамотный подход к классике. То, что сегодня зачастую мы видим на сценах разных театров, такое нарушение написанного, мне кажется, большинству зрителей не нравится. Я бы хотела, например, приводя свою внучку на концерт Моцарта, слушать Моцарта, а не какие-то абсолютно другие ноты, которые называются вариацией на тему. То же самое происходит в театре».
Часто педагог остается в тени своего ученика, поскольку многочисленные театральные конкурсы и фестивали отмечают прежде всего работу студентов. «Но наш педагог тем не менее тоже нуждается в поддержке и продвижении», – продолжает Анна Дубровская. Благодаря заметным результатам учеников наставник может перейти на новую ступень карьеры. С этой точки зрения важная задача конкурса – «отмечая, в первую очередь, студента, отметить и педагогические заслуги». Поэтому особое место в программе мероприятия занимает номинация «Лучшая педагогическая работа».
На церемонии награждения выступил ректор института имени Щукина, народный артист России Евгений Князев. Он подчеркнул, что театр – это вечное искусство, которое будет всегда объединять людей и всегда дарить новые впечатления. Евгений Владимирович поблагодарил организаторов и жюри конкурса, а также дал напутствие участникам: «Я вам желаю, чтобы вы были достойными гражданами своей страны, чтобы ценили и продолжали трехсотлетний путь российского театра и своим творчеством смогли бы сделать так, чтобы российский театр оставался лучшим театром мира».

Оригинал материала находится по адресу https://teatral-online.ru/news/34182/

© Правообладателем текстов, изображений и других материалов, размещенных на сайте teatral-online.ru является Общество с ограниченной ответственностью «Театрал Медиа Групп»